первичные и вторичные качества

первичные и вторичные качества
        ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия этим качествам. Это представление, существовавшее еще у античных атомистов и встречающееся в средневековой схоластической философии, в философии Нового времени разделял Р. Декарт, а наиболее ясно и обстоятельно изложил Дж. Локк в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, есть первичные, или первоначальные, качества тел — это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются субъектом, т.е., по терминологии Локка, возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с порождающими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло и холод как таковые, т.е. в том специфическом чувственном виде, в каком они являются в человеческом восприятии, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это вторичные качества, производные от первичных.
        Представление о П. и в. к., вызвавшее в философии немало споров и толкований, ознаменовало собою возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма, крайне примитивно истолковывающего адекватность чувственных образов у субъекта вызывающим их объективным качествам предметов реальной действительности. Чувственное восприятие дает субъективный образ объективного мира, и этот субъективный аспект восприятий весьма разнообразен. Субъективные компоненты имеют место в чувственном отображении всех качеств, не только так называемых вторичных, но и первичных (например, в чувственном восприятии размеров и форм тех или иных объектов). Имеющиеся различия в характере и точности чувственных образов зависят от строения и физиологических особенностей органов чувств, сформировавшихся в ходе эволюции в связи с их специфической функцией в жизнедеятельности субъекта.
        Философские решения всегда возникают в определенной культурно-научной атмосфере. Представление о существовании П. и в. к. в эвристическом отношении было очень ценным для математизированного естествознания, которое в эпоху Декарта и Локка становилось ведущей отраслью науки. Не случайно этого представления придерживались Г. Галилей и Р. Бойль, понимавшие, что в основу объективного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым применить их не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первым. Последующие успехи, достигнутые в оптике, акустике и учении о теплоте, показали плодотворность такого подхода. В собственно же философской сфере это представление было одной их предпосылок того внимания, которое, особенно после появления критической философии И. Канта, стали уделять субъективным аспектам человеческого познания многие эпистемологические концепции.
        АЛ. Субботин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "первичные и вторичные качества" в других словарях:

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — теоретико познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — термины теории познания 17 18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, цвет,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • первичные и вторичные качества — термины теории познания XVII XVIII вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества  протяжённость, величина, объём, фигура и др.; вторичные, или субъективные, … …   Энциклопедический словарь

  • Первичные и вторичные качества —         гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р. Бойлем (См. Бойль) и получившие широкую известность после «Опыта о человеческом разуме» (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — одна из гносеологических концепций Локка, выражающая особенность его дуализма. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел: движение, протяженность, величина, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура,… …   Тематический философский словарь

  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА —         см. Первичные и вторичные качества. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА …   Философская энциклопедия

  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — в философии см. Первичные и вторичные качества …   Большой Энциклопедический словарь

  • вторичные качества — (филос.), см. Первичные и вторичные качества. * * * ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, в философии см. Первичные и вторичные качества (см. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА) …   Энциклопедический словарь

  • Вторичные качества —         в философии, см. Первичные и вторичные качества …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — термин теории познания механистического материализма, введенный Р. Бойлем и распространенный Локком, ранее встречался еще у Аристотеля, а затем у ср. век. схоластов, напр. Альберта фон Больштедта, означая чувственно осязательное . Локк понимает… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»